Разъяснения законодательства

полезная информация

Вопрос: В детском саду, который посещает мой ребенок, заведующая требует, чтобы оператор, которого приглашают родители для съемки выпускного, заключил с ней договор аренды, ссылаясь на высокую заболеваемость ОРВИ. Законны ли ее требования?

 

Ответ: В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

Обязанность заключать договор аренды помещения в случае приглашения видеооператора законом не предусмотрена.

Вместе с тем в силу п. 2 ч. 6 ст. 28, ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения воспитанников, соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Кроме того, администрация учреждения обязана обеспечивать соблюдение законодательства о противодействии экстремизму и терроризму.

Следовательно, при неблагоприятной эпидемиологической ситуации в детском саду, в целях предупреждения распространения инфекции, возможно ограничение его посещения.

Меры по обеспечению безопасности воспитанников обычно указываются в локальных нормативных актах (например, в правилах правила внутреннего распорядка), утвержденных руководителем детского сада. С локальными нормативными актами учреждения можно ознакомиться на его официальном сайте.

Вопрос: Я работаю дальнобойщиком. На дорогах часто встречаю камеры фиксации нарушений ПДД без предупреждающих знаков. Законно ли это и чем регламентировано?

 

Ответ: Действующим законодательством не регламентированы вопросы размещения передвижных камер фото- и видео- фиксации нарушений правил дорожного движения.

В соответствии с п. 8.23 Приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, дорожный знак «Фотовидеофиксация» применяется со знаками 1.1, 1.2, 1.8, 1.22, 3.1 — 3.7, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.20, 3.22, 3.24, 3.27 — 3.30, 5.1 — 5.4, 5.14, 5.21, 5.23.1, 5.23.2, 5.24.1, 5.24.2, 5.25 — 5.27, 5.31, а также со светофорами. Дорожный знак «Фотовидеофиксация» указывает, что в зоне действия дорожного знака либо на данном участке дороги может осуществляться фиксация административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-, киносъемки и видеозаписи, или средствами фото-, киносъемки и видеозаписи.

Таким образом, установление таблички 8.23, являющейся знаком дополнительной информации, имеет цель информирования (уведомления) участников дорожного движения о возможной фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме указанными выше средствами. При этом отсутствие указанного информационного знака не означает возможности игнорирования водителями предписанных правилами дорожного движения обязанностей и не влечет безусловного признания недопустимыми доказательств, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.

Вопрос: В соседней квартире поселили больного человека. Он часто выходит на улицу, приносит в квартиру мусор, постоянно кричит, стучит молотком, чем мешает нам отдыхать. Есть ли законные основания, чтобы повлиять на эту ситуацию?

Ответ: Согласно ч.2 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Таким образом, сдача внаем жилого помещения не противоречит федеральному законодательству.

В случае если Вы считаете, что квартиросъемщиками, проживающими в соседней с Вами квартире совершаются противоправные действия Вы вправе обратиться в органы полиции по месту жительства с соответствующим заявлением, кроме того Вы имеете право обратиться в Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области для проведения проверки соблюдения правил пользования жилыми помещениями.

Уточнен порядок обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к жилым помещениям в многоквартирных домах

Федеральным законом от 29.12.2017 №462-ФЗ внесены изменения в статьи 15 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросам обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к жилым помещениям в многоквартирных домах.

Уточнен порядок приспособления общего имущества в многоквартирном доме для беспрепятственного доступа инвалидов к расположенному в нем жилому помещению.

Согласно настоящему Федеральному закону Правительством Российской Федерации устанавливаются требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

Также предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

Внесены изменения в Федеральный закон «О лотереях»

Федеральным законом от 07.03.2018 №52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6.1 и 20 Федерального закона «О лотереях» введен запрет на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди лиц, не достигших возраста 18 лет, а также запрещены выплата, передача или предоставление выигрышей указанным лицам.

Заключение договоров об участии в лотерее, выплата, передача или предоставление выигрышей при сумме расчета, составляющей менее 15 000 руб., осуществляются с установлением возраста участника. Операции при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 руб., совершаются при предъявлении участником документа, удостоверяющего его личность.

Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых электронным лотерейным билетом, а также выплата, передача или предоставление выигрышей при сумме расчета, составляющей менее 15 000 руб., осуществляются в случае подтверждения участником достижения им возраста 18 лет. При этом идентификация также не проводится. Предусмотрена упрощенная идентификация участника, если сумма расчета равна или превышает указанную.

Ответственность за мойку автомобилей вблизи водных объектов

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного мира.

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.

За нарушение указанной нормы гражданам может быть назначен административный штраф в размере до 4 тысяч 500 рублей; должностному лицу (если автомобиль служебный) — до 12 тысяч рублей; для юридических лиц штраф составляет до 400 тысяч рублей.

Таким образом, мойка автомобиля должна производиться в специализированных местах, которые предназначены для этого и соответствующим образом оснащены. Нефтепродукты и другие вредные вещества, попадая в воду и почву, загрязняют окружающую среду.

Ответственность за нарушение требований Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»

 Контроль за соблюдением законодательства о противодействии экстремизму при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования возложен на органы внутренних дел, которые обязаны принимать надлежащие меры по предупреждению и пресечению проявлений такой деятельности в связи с организацией и проведением массовых мероприятий.

В силу ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет административную ответственность для граждан, должностных и юридических лиц в виде штрафа и административного ареста на срок до 15 суток.

По ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, также предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.

За публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, а также за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», следственными органами принимаются решения о возбуждении уголовных дел по ст. 280, ст. 282 УК РФ.

Ответственность образовательных организаций за полученные детьми травмы

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Таким образом, в случае травмирования несовершеннолетнего в период нахождения в образовательной организации, последняя несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции.

Помимо ответственности должностных лиц, школа или детский сад в случае получения воспитанником травм, должна будет возместить вред, причиненный жизни или здоровью ребенка и выплатить компенсацию морального вреда.

Внесены изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

С 09.01.2018 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 477-ФЗ, которым в новой редакции изложена часть 9 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Новая редакция ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.

На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такие места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.

Из прежней редакции статьи следовало, что правом на бесплатную парковку могли пользоваться инвалиды, управляющие транспортными средствами.

Новая редакция указанного Закона уточняет, что таким правом на бесплатную парковку также пользуются и водители транспортных средств, перевозящих инвалидов и (или) детей-инвалидов.

Согласно Федеральному закону № 477-ФЗ, на указанных транспортных средствах должен быть (а не по желанию водителя) установлен опознавательный знак «Инвалид».

Частью 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей за нарушение водителем правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

Закреплено право взыскателя на обращение в суд с заявлением о признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим

Федеральным законом от 07.03.2018 №48-ФЗ «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» закреплено право взыскателя на обращение в суд с заявлением о признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим в случае, если его розыск оказался безрезультатным.

Определено, что в случае если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

Суд при подготовке дела к судебному разбирательству после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим запрашивает все имеющиеся о нем сведения, в том числе в службе судебных приставов.
После установления судом указанного факта, исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем.

Порядок предоставления осужденным права проживания за пределами колоний-поселений

Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания, имеющим семьи, может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение.

Данное право осужденному предоставляется по его заявлению, к которому приобщаются согласие супруга (супруги), совершеннолетних детей на совместное проживание с осужденным, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (договор найма (аренды) жилого помещения, договор социального найма, свидетельство о праве собственности, выписка из домовой книги).

После рассмотрения заявления осужденного администрацией исправительного учреждения материалы направляются в территориальный орган ФСИН России для проверки и согласования.

В случае положительного решения право проживания осужденному на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, предоставляется по постановлению начальника исправительного учреждения.

Осужденные, которым предоставлено право проживания за пределами исправительного учреждения, обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника исправительного учреждения.

Кроме того, жилые помещения, в которых они проживают, могут посещаться администрацией исправительного учреждения в любое время.