Разъяснения прокуратуры

Об использовании результатов полиграфа в качестве доказательств

 

В первую очередь, необходимо отметить, что сведения, полученные с помощью полиграфа, не являются доказательствами по уголовному делу. Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что результаты исследования с использованием полиграфа не отвечают требованиям, предъявляемым законом к доказательствам, в том числе требованию достоверности.

Результаты психофизиологических исследований с использованием полиграфа используются только для проверки информации, следственных версий и в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Такое исследование имеет важное значение для работы оперативных сотрудников, как источник получения ориентирующей информации.

Согласно федеральному законодательству, следователь не имеет полномочий по требованию от свидетеля или обвиняемого пройти проверку правдивости показаний на полиграфе. Для проведения психофизиологического исследования с использованием полиграфа следователю необходимо согласие участника уголовного судопроизводства.

Кроме того, сама специфика такого исследования исключает возможность насильственного, принудительного применения. Отказ испытуемого от участия в полиграфическом исследовании к моменту начала исследования или даже во время исследования создает серьезные трудности для дальнейшего осуществления исследования. Тем более, что полученные принудительным способом результаты исследования не смогут использоваться в уголовном деле в качестве ориентирующей информации.

Не стоит забывать и о том, что заключение полиграфической экспертизы не может приниматься в качестве однозначного доказательства, и это обстоятельство делает бессмысленным любое принуждение свидетеля или обвиняемого к прохождению тестирования на полиграфе.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Об изменениях в КоАП РФ в части обеспечительных мер

 

Федеральным законом от 03.08.2018 №298-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении — арест имущества юридического лица.

Данная мера обеспечения применяется в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) — незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Арест налагается на имущество юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу о таком административном правонарушении.

При аресте имущества юридическому лицу:

—  запрещается распоряжаться арестованным имуществом;

— могут устанавливаться ограничения, связанные с владением и пользованием таким имуществом.

Арест денежных средств, находящихся во вкладах и на счетах в банках или иных кредитных организациях, осуществляется только в случае отсутствия у юридического лица иного имущества.

Стоимость имущества, на которое налагается арест, не должна превышать максимальный размер административного штрафа, установленный за совершение административного правонарушения, предусмотренного соответствующей частью статьи 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), т.е. не должна превышать по части первой – 1 млн. рублей, по части 2 – 20 млн. рублей, по ч.3 — 100 млн. рублей.

Решение о применении меры обеспечения в виде ареста на имущество принимается судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 КоАП РФ, на основании мотивированного ходатайства прокурора, поступившего вместе с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.

При принятии решения о наложении ареста на имущество судья должен указать на конкретные фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение, а также установить ограничения, связанные с распоряжением арестованным имуществом, а при необходимости установить ограничения, связанные с владением и пользованием таким имуществом.

В случае проведения административного расследования прокурор вправе направить в суд ходатайство о наложении ареста на имущество одновременно с вынесением в соответствии с частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

Определение суда о наложении ареста на имущество является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Арест, наложенный на имущество, может быть отменен судьей, вынесшим определение о наложении ареста, по ходатайству прокурора, судебного пристава-исполнителя или по мотивированному заявлению защитника и (или) законного представителя юридического лица, в отношении имущества которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Выплата вознаграждений за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц их совершивших

 

Приказом МВД России от 06.06.2018 №356 утверждено Положение о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Данное Положение зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2018 за №51903. Им определены полномочия должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации по назначению вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и порядок его выплаты гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства.

В частности в Положении указано, что в случае возникновения у полиции необходимости обращения к помощи граждан в целях раскрытия преступлений и задержания лиц, их совершивших, принимается решение об объявлении о назначении вознаграждения с обязательным предварительным согласованием в Департаменте по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России вопроса о наличии денежных средств на эти цели.

Объявление о назначении вознаграждения действует с момента его размещения на официальном сайте МВД России в сети Интернет и до его удаления с сайта. Также оно может быть размещено в СМИ, на информационных стендах территориальных органов МВД России.

В содержании объявления должна отражаться:

— ориентирующая информация о преступлении в случае объявления о назначении вознаграждения за помощь в задержании лица, объявленного в розыск, а также информация о данном лице;

— сведения о размере вознаграждения и условиях его выплаты;

— сведения об оперативном подразделении, участвующем в раскрытии преступления, в связи с которым объявляется назначение вознаграждения (с указанием местонахождения и контактных телефонов).

Размер вознаграждения устанавливается:

— до 500 000 рублей — по решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России или его заместителя — начальника полиции;

— до 3 000 000 рублей — по решению заместителя Министра внутренних дел;

— свыше 3 000 000 рублей — по решению Министра внутренних дел.

Вознаграждение выплачивается гражданину в случае инициативного представления им достоверной информации в период размещения объявления, которая привела к раскрытию преступлений и задержанию лиц, их совершивших.

Решение о выплате принимается после задержания лиц, за розыск которых объявлено вознаграждение, а также после предъявления обвинения лицам, причастность которых к преступлениям установлена по представленной информации либо после принятия по уголовному делу решений о его прекращении по установленным основаниям.

Выплата в наличной форме осуществляется под расписку, написанную гражданином собственноручно. Для перечисления вознаграждения в безналичной форме необходимо заявление гражданина с указанием реквизитов банковского счета и заявление о согласии на обработку его персональных данных.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»

 

Президент Российской Федерации подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 №1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», положения которого  внесли существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.

Поправками предусмотрено создание структурно самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции, а также изменение системы обжалования судебных актов.

Кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Этот суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Законом определены места постоянного пребывания вновь созданных судов.

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов примет Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Эта информация должна быть опубликована не позднее 01.10.2019 года.

При этом срок назначения председателей новых апелляционных  и кассационных судов общей юрисдикции установлен до 15 октября 2018 года.

Закон вступил в силу 30 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы  и представления будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров


 

О ведении аудиопротокола  судебного заседания по гражданским делам

 

С 1 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от  29.07.2018 №266-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», направленный на совершенствование судебной системы.

Изменения внесены в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. В частности введено обязательное аудиопротоколирование судебных заседаний в судах первой и апелляционной инстанции, а также возможность подачи замечаний относительно неточности и неполноты аудиозаписи.

Еще одним новшеством является автоматизированное формирование состава суда при рассмотрении арбитражных, гражданских и административных дел. Исключение будут составлять только те случаи, когда использовать в суде автоматизированную информационную систему невозможно.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Внесены изменения в НК РФ, касающиеся оплаты услуг по организации туризма, оказанных работнику и членам его семьи

 

Федеральным законом от 23.04.2018 №113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в пункт 24.2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым с 1 января 2019 года работодатели смогут учитывать в составе расходов по налогу на прибыль организаций затраты на оплату услуг по организации туризма, оказанных работнику и членам его семьи.

Так, согласно указанного пункта к расходам на оплату труда будут относиться также расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях.

Услугами по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации признаются следующие услуги, оказанные по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором или турагентом:

— услуги по перевозке туриста по территории Российской Федерации воздушным, водным, автомобильным, железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;

— услуги проживания туриста в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;

— услуги по санаторно-курортному обслуживанию;

— экскурсионные услуги.

Указанные расходы учитываются в размере фактически произведенных расходов на услуги по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации, но не более 50 000 рублей в совокупности за налоговый период на каждого из граждан, и при условии, что эти расходы в совокупности не превышают 6% от суммы расходов на оплату труда.

Согласно нововведениям уменьшают прибыль только те расходы на отдых членов семей сотрудников, которые подтверждены договором работодателя с туроператором (турагентом).

Договор на реализацию «туристского продукта» должен быть заключен работодателем с туроператором или турагентом.

Если договор заключен непосредственно с исполнителями данных услуг (гостиницами, перевозчиками, экскурсоводами (гидами) и т.д.), такие затраты не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

 Ответственность за порчу (утрату) книги из школьной библиотеки

 

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность, т.е. школы.

Учебник из школьной библиотеки также является имуществом школы, поэтому следует помнить, что бережное отношение к учебникам из школьной библиотеки закреплено на законодательном уровне.

Аналогичные положения, как правило, многократно дублируются в уставах школ, правилах внутреннего распорядка и иных внутришкольных документах.

За утрату или порчу школьного учебника к обучающемуся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность).

Кроме того, читатели, которые нарушили правила пользования библиотеками и причинили библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотекой (ст. 9 Федерального закона от 29.12.1994 г. №;78-ФЗ «О библиотечном деле»). Конкретные правила компенсации такого ущерба — например, деньгами или аналогичной книгой, — прописаны во внутришкольных документах.

За утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из библиотечных фондов или причинение им невосполнимого вреда ответственность несут родители (опекуны, попечители) (статьи 1073, 1074, 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

О социальных налоговых вычитах при посещении кружков, курсов и др.

 

Школы имеют право оказывать дополнительные платные образовательные услуги, например, такие как: организация кружков, проведение курсов, открытие спортивных секций, факультативов и т.д.

Оплата за их посещение устанавливается школой. Между родителем и школой заключается договор об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101, ч.3 ст.54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Правила оказания платных образовательных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 №706.

В этом случае часть платы, внесённой за посещение кружков, секций и т.д. может быть возвращена путем получения родителями ученика налогового вычета.

В соответствии с п.п. 2 п.1 ст.219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет по НДФЛ (налог на доходы физических лиц – далее НДФЛ) в сумме, уплаченной за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей. Т.е. родителю вернут 13% от суммы, уплаченной в календарном году за посещение ребенком обучающих кружков.

Одним из условий получения социального налогового вычета за обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, является наличие у школы лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения (абз. 3 п.п.2 п.1 ст.219 НК РФ). Также должен быть  подтверждён факт внесения платы за посещение кружков, секций и т.д. Кроме того, у родителя должны быть в календарном году доходы, облагаемые по ставке НДФЛ 13%.

Вычет на обучение предоставляется налоговым органом при подаче декларации по НДФЛ по окончании календарного года (п.2 ст. 219 НК РФ). При этом вычет можно просить не только за последний год, но и еще за два предыдущих (п.7 ст.78 НК РФ). Например, в 2018 году налогоплательщик вправе обратиться за получением социального налогового вычета, представив налоговые декларации за 2015-2017 годы, а также подтверждающие документы (письмо Минфина России от 19.10.2012 №03-04-05/5-1210). Заявление на возврат налога можно подать и через личный кабинет налогоплательщика на портале nalog.ru (п. 4 ст. 78 НК РФ). Заявление подается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

С 2018 года социальный налоговый вычет на обучение можно получить не только в налоговой инспекции по итогам года, но и до окончания налогового периода (календарного года), обратившись к своему налоговому агенту, то есть работодателю (п. 2 ст. 219 НК РФ), при этом в налоговой инспекции предварительно необходимо получить подтверждение права на вычет.

Необходимо понимать, что в каждой конкретной правовой ситуации для выяснения вопроса о наличии права на социальный налоговый вычет по НДФЛ в связи с получением образовательных услуг следует обращаться в налоговые органы.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Новые номера на транспорт будут введены с 2019 года

 

Приказом Росстандарта № 555-СТ от 04 сентября 2018 года с 01.01.2019 года в действие вводится ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования», в соответствии с которыми для отдельных видов транспортных средств вводятся новые государственные регистрационные знаки. Однако менять уже имеющиеся государственные номерные знаки старого образца не требуется. Замена знаков будет происходить при возникновении необходимости, например при перерегистрации транспортного средства.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Внесены изменения в Градостроительный Кодекс РФ

Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ внесены существенные изменения в Градостроительный кодекс РФ. К примеру, в кодекс введено понятие «объект индивидуального жилищного строительства».

Согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик подает в уполномоченные органы соответствующее уведомление.

Уполномоченные органы в течение семи рабочих дней проводят проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными законодательством.

Также новыми нормами кодекса предусмотрен порядок сноса объекта капитального строительства. В целях осуществления таких действий застройщик или технический заказчик подает в орган местного самоуправления поселения, городского округа уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения данных работ. После завершения сноса застройщик или технический заказчик не позднее семи рабочих дней подает в орган местного самоуправления поселения, городского округа уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства.

Кроме этого, Федеральным законом от 03.08.2018 №340-ФЗ расширен предмет государственного строительного надзора, теперь он осуществляется и в отношении многоквартирных домов с количеством этажей не более трех, а по некоторым основаниям (в том числе по жалобам граждан) инспектора  государственного строительного надзора могут провести выездную проверку в отношении любых объектов строительства.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Об установлении ненормированного рабочего времени

 

Федеральным законом от 18.06.2017 № 125-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ)  внесены изменения, касающиеся порядка установления ненормированного рабочего времени, перерывов в работе, оплаты сверхурочной работы, в выходные и праздничные дни.

В статью 93 ТК РФ внесены поправки, определяющие порядок установления неполного времени (недели, дня).

Так, работодатель может устанавливать для отдельных категорий работников либо неполную неделю (менее 40 часов), либо неполный день (менее 8 часов в сутки). Таким образом, допускается право выбора одного из этих вариантов.

Неполное время работодатели вводят по желанию самих сотрудников. Это их право, но не обязанность.

Вместе с тем, для отдельных категорий сотрудников (беременных женщин, работников с детьми до 14 лет, а также работников, ухаживающих за больным членом семьи) предусмотрено исключение. Они вправе требовать от работодателя неполного рабочего времени, а работодатель не вправе отказать. С 1 июля 2018 года  режим неполной трудовой деятельности формируется по их пожеланию.

Также работодатель может разделить день на части тем сотрудникам, которые работают неполный день или неделю. При этом общая длительность рабочего дня не должна превышать количество часов, которые должен отработать сотрудник.

ТК РФ не устанавливает количество частей, на которое разбивается день, а также время перерыва. Поэтому работодатель самостоятельно может определить такие часы. Например, разбить день на две части с перерывом более двух часов, заключив с работником дополнительное соглашение к трудовому договору об установлении режима неполной рабочей недели. Также следует закрепить порядок и условия разделения рабочего дня на части в правилах внутреннего распорядка.

Ранее право на обеденный перерыв было гарантировано всем работникам независимо от продолжительности их дня. Такое право установлено статьей 108 ТК РФ. Согласно этой норме, работники могли сделать перерыв для обеда, который не должен превышать 2 часов. Минимальный перерыв – 30 минут.

В новой редакции статьи 108 ТК РФ установлено, что сотрудникам, которые работают в день четыре часа и меньше, можно не предоставлять обеденный перерыв. Однако, данное ограничение следует закрепить либо в трудовом, либо коллективном договоре.

В соответствии  с новой редакцией статьи 152 ТК РФ, регулирующей оплату труда в сверхурочное время, рассчитывать сверхурочные необходимо по-новому. Если сотрудник работает в праздничный или выходной день больше нормы, то эти дни надо оплачивать только один раз в двойном размере. Таким образом, порядок оплаты тех же часов еще раз, как сверхурочных (в полуторном размере – первые два часа, в двойном – оставшиеся часы), теперь не применяется.

Поправки изменили порядок оплаты сверхурочного труда. Правило о полуторном размере оплаты первых двух часов сверхурочной работы теперь будет действовать исключительно в будние дни. Выходные сверхурочные по новым правилам должны оплачиваться в двойном размере.

Согласно новой редакции ст.153 ТК РФ,  если работник выходил на работу в выходной на полдня, организация должна оплатить в двойном размере только часы, которые фактически отработаны. Ранее работодатель рассчитывал стоимость одного часа в праздник и оплачивал его. Если сотрудник выходил работать в обычные выходные, а не праздники, то четких правил для оплаты не было. Одни компании оплачивали выходной как полный день, другие – за отработанное время.

Еще одно изменение касается порядка установления ненормированного рабочего дня. Поправки в статью 101 ТК РФ ограничивают право работодателя на установление ненормированного трудового режима. Ненормированный режим при неполной неделе теперь можно вводить только тогда, когда сотрудник работает полный день. Таким образом, неделя может быть неполной, но сам день должен быть полным. Иначе ненормированный режим работодатель вводить не вправе.

Внесены и другие изменения в ТК РФ.

Положения Федерального закона от 18.06.2017 №125-ФЗ вступили в силу 29.06.2018.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Услуги народной медицины должны оказываться в соответствии с законом

 

Занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом в соответствии со ст. 6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является административно-наказуемым деянием.

Санкцией статьи 6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 2000 до 4000 рублей.

         В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.

         Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Внесены изменения по вопросам начисления неустойки за несвоевременную уплату алиментов.

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 114 и 115 Семейного кодекса Российской Федерации» приняты изменения по вопросам начисления неустойки за несвоевременную уплату алиментов.

Ранее неустойка начислялась в размере 1/2 процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Этот размер снижен до 1/10 процента.

Предусмотрена возможность освобождения от уплаты задолженности не только по алиментам, но и по неустойке за их несвоевременную уплату.
Освобождение по соглашению сторон возможно, если речь не идет об алиментах на несовершеннолетних детей.

По иску лица, обязанного уплачивать алименты, суд может освободить его полностью или частично от задолженности по неустойке, если установит, что неуплата имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность.

Кроме того, размер неустойки может быть уменьшен судом с учетом материального и (или) семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты, если неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства по уплате алиментов.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Берегите эти земли, эти воды…

Мыть авто вблизи водоемов строго запрещено!

Федеральным законом РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена обязанность граждан бережно относиться к природным богатствам, в том числе водным объектами.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения
хозяйственной и иной деятельности.

В границах водоохраной зоны на ширине прибрежной защитной полосы, которая составляет 30 до 200 метров запрещено движение и стоянка транспортных средств вне дорог.

Мойка автомобилей должна проводиться в специально предназначенных для этого местах.

За мытье автомобилей в границах водоохраной зоны водного объекта ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан в виде штрафа до 4,5 тыс. руб., юридических лиц – 400 тыс. руб.

Правом возбуждения дел об административных нарушениях наделены Росприроднадзор, органы полиции.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Каков порядок  получения опознавательного знака «инвалид»

Такой знак необходим для индивидуального использования, он подтверждает право на бесплатную парковку транспорта для инвалидов I, II и III групп (в последнем случае — в специальном порядке). То же касается парковки транспортных средств, которые перевозят инвалидов, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оформлять такой знак имеют право федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы: федеральное бюро, главные бюро, бюро в городах и регионах (филиалы главных бюро).

Обратиться необходимо в организацию по месту жительства, пребывания или фактического проживания инвалида (в том числе ребенка-инвалида) со специальным заявлением.

К заявлению необходимо приложить документы, удостоверяющие личность, а также справку, подтверждающую факт установления инвалидности.

Знак оформляется в течение месяца с даты регистрации заявления. Есть возможность оформить его дубликат.

Соответствующий приказ Минтруда России вступил в силу 04.09.2018.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Защитим детей от вредной информации.

 

Защита несовершеннолетних от вредной информации, в том числе о наркотиках, имеет свою специфику, связанную с содержанием запрещенной информации применительно к несовершеннолетним и отдельным возрастным группам, формам и методам защиты и субъектам, осуществляющим такую защиту.

К информации, абсолютно запрещенной для распространения среди всех несовершеннолетних, относится та, которая способна вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества (п. п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ). Регулируемый данной статьей запрет носит категорический характер. Эта информация не может доводиться до несовершеннолетних любого возраста, в любой форме независимо от того, где происходит ее распространение.

Однако если информация о наркотиках не вызывает желание их употребить, а преподносится в плане индифферентного упоминания о существующем в обществе явлении, то при определенных условиях она может быть доведена до несовершеннолетних конкретного возраста.

Так, подросткам старше 12 лет можно сообщить об употреблении наркотиков при условии, что это сообщение не носит характер демонстрации, а сделано в форме эпизодического упоминания; в таком сообщении потребление наркотиков не обосновывается и не оправдывается; показ потребления наркотиков сопровождается отрицательным, осуждающим отношением к ним, а также указанием на опасность употребления (п. 2 ст. 9 Федерального закона №436-ФЗ).

Применительно к подросткам старше 16 лет указанный Закон разрешает распространение: информации о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах без их демонстрации; информации об опасных последствиях потребления наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ с демонстрацией таких случаев (п. 3 ст. 10 Федерального закона №436-ФЗ).

Распространение данной информации должно осуществляться при условии параллельно выражаемого отрицательного или осуждающего отношения к потреблению наркотиков и указания на опасность их потребления.

К профилактическим мероприятиям относится проведение антинаркотической пропаганды среди несовершеннолетних и молодежи. Несовершеннолетние и их родители должны обладать необходимыми познаниями о вредных последствиях потребления наркотиков, сроках и механизме их наступления, а также о мерах противодействия вовлечению несовершеннолетних в наркопотребление.

В качестве основного субъекта профилактики в данном случае выступают образовательные организации. Обязанность образовательных организаций осуществлять антинаркотическое обучение и воспитание носит правовой характер. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержится принципиальное требование о гуманистическом характере образования, в соответствии с которым учащиеся получают знания об охране жизни и здоровья (п. 3 ч. 1 ст. 3). Указанный принцип реализован в разработанных образовательных стандартах и программах обучения школьников.

Вместе с тем, следует иметь в виду и отличать понятие «пропаганды» наркотических средств. Статьей 6.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственности за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ. Протоколы о совершении указанных правонарушений уполномочены составлять сотрудники органов внутренних дел.

Таким образом, при выявлении подобных плакатов, в которых непосредственно содержатся сведения, пропагандирующие потребление наркотических средств, необходимо обратиться либо в орган внутренних дел, либо в министерство образования области для принятия мер в пределах компетенции.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

О распределении квот вылова водных биоресурсов

 

Речь идет о квотах в морских водах, во внутреннем водном объекте, а также международных квотах.

Определено, что квоты распределяются между заявителями в долевом соотношении, путем заключения договоров о закреплении доли квоты, в частности, в следующих случаях:

— вылов водных биоресурсов, в отношении которых ранее не осуществлялись промышленное рыболовство или прибрежное рыболовство в морских водах, в районе действия международного договора, во внутреннем водном объекте, или водных биоресурсов в новых районах их вылова;

— включение вида водных биоресурсов в определенном районе их вылова в перечень водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов, и определение квоты вылова путем распределения общего допустимого улова применительно к такой квоте при условии отсутствия действующих договоров о закреплении доли квоты, предоставляющих право на вылов по такой квоте;

— снятие ограничений рыболовства, в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов;

— предоставление РФ в соответствии с международным договором квоты вылова водных биоресурсов, в отношении которых ранее осуществлялось промышленное рыболовство или прибрежное рыболовство в районах действия такого договора без заключения договоров о закреплении доли международной квоты;

— истечение срока действия договоров о закреплении доли квоты.

Распределение квот осуществляют:

— Росрыболовство — в отношении квот в морских водах, международных квот и квот вылова анадромных и катадромных видов рыб во внутреннем водном объекте;

— региональный орган исполнительной власти — в отношении квот вылова во внутреннем водном объекте (кроме анадромных и катадромных видов рыб).

В случаях, предусмотренных законом о рыболовстве, претендующие на распределение квоты заявители приобретают право на заключение договора о закреплении доли квоты по результатам аукциона. Информация об аукционе и его результаты размещаются на сайте www.torgi.gov.ru.

Кроме того, утверждены новые Правила подготовки и заключения договора о закреплении доли квоты, примерные формы таких договоров, а также правила распределения объема части общего допустимого улова, утвержденного применительно к квоте, между лицами, с которыми заключены соответствующие договоры о закреплении доли квоты.

Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года (кроме отдельных положений). Ранее действовавшие правила признаются утратившими силу.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Об обязательности  прохождении медицинских осмотров при посещении спортивных секций.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в организациях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (спортивных секциях) реализуется спортивно-оздоровительный этап подготовки.

Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.03.2016 № 134н, согласно которому несовершеннолетние, посещающие спортивные секции, должны ежегодно проходить медицинские осмотры с участием врачей педиатра, ортопеда, хирурга, невролога, оториноларинголога, офтальмолога, кардиолога, врача по спортивной медицине

Кроме того, положениями ст. 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлены следующие обязанности организаций, осуществляющих спортивную подготовку:

— обеспечивать не реже одного раза в четыре года повышение квалификации тренеров, осуществляющих руководство прохождением лицами спортивной подготовки;

— обеспечивать участие лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях;

— осуществлять медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, за счет собственных средств;

— знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку, под роспись с локальными нормативными актами, связанными с осуществлением спортивной подготовки, а также с антидопинговыми правилами по соответствующим виду или видам спорта;

— осуществлять материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения спортивных мероприятий.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Федеральным законом от 03 июля 2018 г. № 188 ФЗ внесены изменения в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

 

Федеральным законом от 03 июля 2018 г. № 188 ФЗ внесены изменения в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые вступят в законную силу с 01 января 2019 года.

В рамках внесенных изменений, на педагогов, участвующих в подготовке и проведении ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) в рабочее время и освобожденных от основной работы на период экзаменов, распространены гарантии и компенсации, которые ранее были установлены трудовым законодательством только в отношении работников, участвующих в проведении ЕГЭ. Данные изменения выравнивают положение педагогов, которые участвовали в подготовке и проведении ОГЭ, тем самым восстанавливая социальную справедливость в указанной сфере деятельности. Размер и порядок компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации. Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Пересмотрены полномочия сотрудников ГИБДД

Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2018 №515 внесены изменения в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

К полномочиям ГИБДД отнесена выдача свидетельств о соответствии транспортных средств с внесенными в их конструкцию изменениями требованиям безопасности, а также свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.

Уточнено, что предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения выдаются не только главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения, а также старшими инспекторами и инспекторами безопасности дорожного движения, старшими инспекторами и инспекторами дорожного надзора.

Предусмотрено участие ГИБДД в разработке проектов технических регламентов и документов по стандартизации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Исключено упоминание о возможности снятия сотрудниками ГИБДД государственных регистрационных знаков с автомобилей нарушителей.

Указ вступает в силу со дня подписания.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Дополнения в НК РФ «О едином налоговом платеже физических лиц»

Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 232-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен статьей 45.1, которой предусмотрен единый налоговый платеж физического лица.

Единый налоговый платеж — это денежные средства, которые физическое лицо добровольно перечисляет в бюджетную систему Российской Федерации с помощью одного платежного поручения для уплаты налога на имущество физических лиц, а также транспортного и земельного налогов.

Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, которые физическое лицо добровольно перечисляет в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в счет уплаты транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.

Перечисляется единый налоговый платеж физического лица в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика — физического лица (месту пребывания — при отсутствии у такого лица места жительства на территории России), а при отсутствии у физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации — по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

Зачет суммы единого налогового платежа физического лица будет осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика по соответствующим налогам, либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням и процентам по налогам.

Указанные положения вступают в силу с 1 января 2019 года.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Рекламные ролики в передачах для детей

С 3 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 325-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», которым увеличена общая допустимая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы с пятнадцати до двадцати процентов времени вещания в течение часа. Он также установил, что продолжительность рекламы, распространяемой в телепрограмме, не должна превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение суток. Кроме того, в детских теле- и радиопередачах не допускается распространение рекламы отдельных видов товаров (в т.ч. алкоголя, лекарственных средств, БАД и др.). Данное ограничение не распространяется на спонсорскую рекламу, за исключением спонсорской рекламы алкогольной продукции, продукции военного назначения и оружия, основанных на риске игр, пари, услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации. Таким образом, с 03.08.2018 прерывать рекламой детские и образовательные теле- и радиопередачи допускается с учетом указанных изменений.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

Усовершенствован порядок  оказания противотуберкулезной помощи

В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 314-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» лицам с подозрением на туберкулез обязательно диспансерное наблюдение. Согласно принятым поправкам по вопросам совершенствования оказания противотуберкулезной помощи предусмотрено диспансерное наблюдение не только за больными туберкулезом, но и за лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также за лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза. Лица с подозрением на туберкулез по назначению врача обязаны проходить медицинское обследование в целях выявления туберкулеза. Кроме того, расширены обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом. В частности, они должны проходить по назначению врача медицинской противотуберкулезной организации медобследование и профилактические мероприятия, соблюдать периодичность диспансерных приемов и установленные для них государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, не препятствовать проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Изменения в закон вступили в законную силу с 14.08.2018.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров

О бесплатных перевозках обучающихся из одного поселения в другое

В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» внесены поправки в части организации бесплатной перевозки школьников между поселениями. Конституционный суд Российской Федерации признал неконституционными законодательные нормы, возлагающие на учредителя школы (муниципальный район или городской округ) расходы на перевозку детей, проживающих в другом муниципальном районе или городском округе, когда у таких детей нет возможности получить образование по месту проживания. Учредителю школы, по месту обучения детей, приходится оплачивать перевозку за счет средств своего бюджета без предоставления ему средств из бюджетов вышестоящих уровней или без компенсации из бюджета того муниципального района или городского округа, в котором проживают данные школьники. Внесенными изменениями решена данная проблема.

Организацию бесплатной перевозки школьников между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом возложили на учредителей соответствующих образовательных организаций, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность школ по месту жительства обучающихся. При этом расходы на перевозку учащихся из иного муниципального района или городского округа должны быть компенсированы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Кроме того, такие расходы учитываются в межбюджетных отношениях.

Изменения в закон вступили в законную силу с 14.08.2018.

Разъяснил: старший помощник Холмского межрайонного прокурора юрист 1 класса Н.А. Фёдоров